Откат, фура, машина-призрак. 7 коварных автоподстав, которые не оспорить
Регистраторы в машинах и множество камер на дорогах, похоже, совсем не пугают автомобильных мошенников. Количество таких преступлений меньше не становится, а схемы злоумышленников активно эволюционируют. Причем шансов что-то доказать сотрудникам ГАИ и страховщикам у жертв практически нет.
Руководитель экспертного центра «Пробок.нет» Александр Шумский перечислил самые распространенные схемы обмана водителей на дороге и объяснил, как можно защититься от преступников.
Руководитель экспертного центра «Пробок.нет» Александр Шумский перечислил самые распространенные схемы обмана водителей на дороге и объяснил, как можно защититься от преступников.
1. Коробочка
Одна из самых популярных автоподстав на российский дорогах — коробочка. В этой схеме участвуют злоумышленники на двух машинах, причем для координации своих действий они нередко используют рации. Своей «жертвой» они выбирают автомобиль, двигающийся по среднему ряду, который они «зажимают» с двух сторон, не оставляя никакого пространства для маневра.
После этого машина одного из преступников делает резкое движение в сторону автомобиля-жертвы, однако полностью не перестраивается. Водитель интуитивно пытается сместиться на другую полосу и, соответственно, ударяет второго участника подставы. Итог — виновником в ДТП признают автомобилиста, двигавшегося в среднем ряду.
Доказать свою невиновность достаточно сложно. Во-первых, для этой схемы преступники выбирают участок трассы, где нет камер. Надежд на регистратор тут тоже немного, так как устройство снимает только то, что происходит спереди (или сзади), но не сбоку. Единственным правильным решением будет попробовать найти очевидцев дорожного инцидента.
После этого машина одного из преступников делает резкое движение в сторону автомобиля-жертвы, однако полностью не перестраивается. Водитель интуитивно пытается сместиться на другую полосу и, соответственно, ударяет второго участника подставы. Итог — виновником в ДТП признают автомобилиста, двигавшегося в среднем ряду.
Доказать свою невиновность достаточно сложно. Во-первых, для этой схемы преступники выбирают участок трассы, где нет камер. Надежд на регистратор тут тоже немного, так как устройство снимает только то, что происходит спереди (или сзади), но не сбоку. Единственным правильным решением будет попробовать найти очевидцев дорожного инцидента.
2. Уступи дорогу
Также популярна у злоумышленников схема с очень спешащим автомобилем. Для этого выбирается жертва, которая движется на машине по левой полосе. В какой-то момент ее нагоняет другой автомобиль, за рулем которого сидит злоумышленник, и «требует» с помощью клаксона, а также световых сигналов срочно его пропустить.
Водитель, решивший уступить «гонщику», начинает перестраиваться в другой ряд и в этот момент врезается в машину второго мошенника, который, подгадав момент, специально ускоряет движение, фактически подставляясь под автомобиль потерпевшего. До этого же второй участник «развода» держался в так называемой «мертвой зоне» или на некотором удалении, чтобы жертва его не замечала.
«Так как вы перестраивались в одну полосу одновременно, тут действует правило помехи справа (пункт 8.4 ПДД)», — объяснил Шумский.
Водитель, решивший уступить «гонщику», начинает перестраиваться в другой ряд и в этот момент врезается в машину второго мошенника, который, подгадав момент, специально ускоряет движение, фактически подставляясь под автомобиль потерпевшего. До этого же второй участник «развода» держался в так называемой «мертвой зоне» или на некотором удалении, чтобы жертва его не замечала.
«Так как вы перестраивались в одну полосу одновременно, тут действует правило помехи справа (пункт 8.4 ПДД)», — объяснил Шумский.
3. Тормозят после обгона
При такой схеме преступник действует один. Обогнав машину-жертвы, он резко перестраивается перед ней и «бьет по тормозам». Причем злоумышленник может воспользоваться ручным тормозом, чтобы не загорелся стоп-сигнал. Среагировать на такой маневр практически невозможно.
«Если свидетелей инцидента нет, а в машине жертвы нет регистратора, водителя 100% признают виновным в несоблюдении дистанции до впереди идущего автомобиля. Ставка тут зачастую делается на водителей в возрасте или новичков в надежде на то, что они быстро растеряются и после этого можно будет договориться на месте», — подчеркнул эксперт.
«Если свидетелей инцидента нет, а в машине жертвы нет регистратора, водителя 100% признают виновным в несоблюдении дистанции до впереди идущего автомобиля. Ставка тут зачастую делается на водителей в возрасте или новичков в надежде на то, что они быстро растеряются и после этого можно будет договориться на месте», — подчеркнул эксперт.
4. Откат назад
Обычно для реализации этой схемы преступники выбирают участок с уклоном перед светофором. Не пользуясь тормозом, злоумышленники просто дают своему автомобилю скатиться задом в машину жертвы.
«Тормоз и зажигание они не включают, поэтому добропорядочный водитель просто ничего по фонарям не увидит. Разумеется, потом аферисты будут утверждать, что именно машина жертвы врезалась в них, не соблюдая дистанцию. Без регистратора тут доказать будет что-то крайне сложно, ведь у нас действует презумпция виновности водителя сзади», — пояснил эксперт.
«Тормоз и зажигание они не включают, поэтому добропорядочный водитель просто ничего по фонарям не увидит. Разумеется, потом аферисты будут утверждать, что именно машина жертвы врезалась в них, не соблюдая дистанцию. Без регистратора тут доказать будет что-то крайне сложно, ведь у нас действует презумпция виновности водителя сзади», — пояснил эксперт.
5. Из ниоткуда на перекрестке
Для этой автоподставы преступники паркуют автомобиль на главной дороге у перекрестка. Причем стараются сделать так, чтобы машина была не сильно заметна. Когда автомобиль жертвы на второстепенном участке трассы пропустит весь движущийся транспорт и начнет движение, преступник резко стартует из своей «засады», провоцируя аварию. Среагировать на такую машину-призрак, проявившуюся фактически ниоткуда, жертва обычно не успевает.
«Получается, вы не пропустили транспорт, пользующийся преимуществом, — пункт 13.9 ПДД», — резюмировал Шумский.
«Получается, вы не пропустили транспорт, пользующийся преимуществом, — пункт 13.9 ПДД», — резюмировал Шумский.
6. Авария, которой не было
К этой автоподставе преступники готовятся заранее. Например, с помощью наждачной бумаги затирают краску на бампере или крыле автомобиля. Далее схема проста: злоумышленники создают искусственную аварию. Например, машина опасно сближается с автомобилем жертвы. Звук удара при этом может имитировать брошенная пластиковая бутылка или кусок хозяйственного мыла. После этого автомобилиста пытаются уговорить «решить вопрос на месте».
«В результате незадачливый водитель становится виновником ДТП, которого фактически не было. На самом деле это типичный развод жертвы на деньги», — заметил Шумский.
«В результате незадачливый водитель становится виновником ДТП, которого фактически не было. На самом деле это типичный развод жертвы на деньги», — заметил Шумский.
7. Легковушка против фуры
Тут в зоне риска находятся водители грузовиков. При этом для реализации мошеннических действий от аферистов требуется серьезное водительское мастерство. Так, преступник за рулем легкового автомобиля «случайно» подлезает под фуру и провоцирует небольшое ДТП.
Как не сложно догадаться, в результате аварии у грузовика повреждения отсутствуют, в отличие от машины злоумышленника. На этом фоне мошенник пытается уговорить водителя фуры взять на себя вину, чтобы восстановить ущерб по ОСАГО.
«К примеру, хитрецы могут даже предложить 20–30 тыс. руб. наличными, чтобы жертва быстрее согласилась. После этого злоумышленники делают экспертизу. Выясняется, что повреждений тут на 1 500 000 руб. и за минусом выплаты по ОСАГО предъявляют иск к собственнику грузовика — юридическому лицу», — объяснил Шумский.
По словам заместителя председателя Московского профсоюза полиции Павла Корнеева, проблеме автоподстав уже не один десяток лет. Эксперт подчеркнул, что жертвой злоумышленников может стать абсолютно любой автомобилист, однако в особую зону риска попадают пожилые водители. Также он дал ряд советов, как правильно себя вести водителю в случае подставной аварии.
Как не сложно догадаться, в результате аварии у грузовика повреждения отсутствуют, в отличие от машины злоумышленника. На этом фоне мошенник пытается уговорить водителя фуры взять на себя вину, чтобы восстановить ущерб по ОСАГО.
«К примеру, хитрецы могут даже предложить 20–30 тыс. руб. наличными, чтобы жертва быстрее согласилась. После этого злоумышленники делают экспертизу. Выясняется, что повреждений тут на 1 500 000 руб. и за минусом выплаты по ОСАГО предъявляют иск к собственнику грузовика — юридическому лицу», — объяснил Шумский.
По словам заместителя председателя Московского профсоюза полиции Павла Корнеева, проблеме автоподстав уже не один десяток лет. Эксперт подчеркнул, что жертвой злоумышленников может стать абсолютно любой автомобилист, однако в особую зону риска попадают пожилые водители. Также он дал ряд советов, как правильно себя вести водителю в случае подставной аварии.
Что делать, если стал участником подставной аварии
1. Превентивная мера — обзавестись видеорегистратором. Нередко перед реализацией своего преступного плана злоумышленники пытаются выяснить, установлено ли это устройство на автомобиль, и исходя из его наличия выбирают жертву. Кроме этого, по записи можно будет вычислить мошенников по номерам их машины.
2. Если водитель чувствует, что стал участником подставной аварии или на него начали оказывать давление (психологическое или физическое), необходимо сразу же связаться с полицией по номеру 112.
3. Также следует поставить в известность страховую компанию.
4. Ни в коем случае не соглашаться «решить вопрос на месте», заплатив некую сумму денег второму участнику аварии.
5. Фиксировать весь разговор со вторым участником ДТП на камеру смартфона или хотя бы воспользоваться диктофоном для записи разговора.
6. Не заполнять европротокол, даже если на этом настаивает потенциальный злоумышленник.
7. По возможности найти свидетелей ДТП и обменяться контактами.
2. Если водитель чувствует, что стал участником подставной аварии или на него начали оказывать давление (психологическое или физическое), необходимо сразу же связаться с полицией по номеру 112.
3. Также следует поставить в известность страховую компанию.
4. Ни в коем случае не соглашаться «решить вопрос на месте», заплатив некую сумму денег второму участнику аварии.
5. Фиксировать весь разговор со вторым участником ДТП на камеру смартфона или хотя бы воспользоваться диктофоном для записи разговора.
6. Не заполнять европротокол, даже если на этом настаивает потенциальный злоумышленник.
7. По возможности найти свидетелей ДТП и обменяться контактами.